«Особенным в «Енисее-СТМ» был сезон 2015, когда клуб дебютировал в Кубке Вызова»

25 марта 2024

Rugger.Info поговорил с бывшим столбом «Енисея», «Красного Яра» и сборной России Евгением Проненко о планах после завершения карьеры, о потенциальных переходах в европейские клубы и нежелании становиться главным тренером.

Евгений, о завершении карьеры вы объявили в ноябре. Как долго шли к этому решению и когда приняли его для себя?
Наверное, ещё в прошлом сезоне, когда стал реже появляться на поле, почувствовал, что пора завершать карьеру. Стало уже немного труднее восстанавливаться, да и за столько лет в регби накопилась усталость.

С какими эмоциями завершали карьеру? Есть ли сожаление?
Ушёл на позитиве. И так провёл 23 полных сезона, из которых 15 лет в сборной - это более чем достаточно, чтобы потешить своё самолюбие в спортивном плане. Нет никакого сожаления. Всё, что хотел толкнуть, как столб, я толкнул (с улыбкой). Поиграл на всевозможных уровнях, различных внутренних и международных соревнованиях, поэтому карьерой удовлетворён.

Но вы же так и не сыграли на Кубке мира по регби...
В 2011 году я был основным в национальной команде, но тогда случилась дисквалификация. В 2019-м уже попасть в состав на Кубок мира не удалось. Скажу так: всё-таки отбор на КМ 2011 стал для меня, возможно, пиком формы и вершиной игрового настроя, плюс сборная тогда реально была очень классная и сильная. Конечно, попасть на такой турнир - дорогого стоит. В том отборе я отыграл все матчи в стартовом составе, и, наверное, небольшая обида была, что не полетел в Новую Зеландию, но это жизнь, так бывает.

Раз уже затронули тему допинга. В 2011 году вы были отстранены на полгода. Если бы можно было обратить время вспять, чтобы сказали самому себе тогда? И что можете посоветовать молодым спортсменам которые думают о применении допинга и потом случаются истории как у Стаса Сельского, Хетага Дзобелова и других?
За других говорить не стану, это личное дело каждого. В моей ситуации, у меня тогда были две тяжёлые травмы (колено и разрыв икроножной мышцы) и абсолютно чистая допинговая история. Никогда не играл в какого-то праведника и не говорил никому, что ему стоит кушать или принимать, а что нет. Тогда врачи предложили свою помощь, и вот во что вылилось это лечение. Этот препарат (фуросемид – прим. авт.) можно было принимать в неигровой сезон, а тогда матчи были в самом разгаре. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, могу сказать молодым спортсменам так: «Не доверяйте слепо докторам и всегда проверяйте, что вам дают». После этой истории я многое пересмотрел и сумел трезво взглянуть на происходящее вокруг. Это была очень неприятная, но по-своему полезная ситуация.

Теперь вы перешли на тренерскую должность в школе «Красного Яра». Как в новом амплуа?
В полной мере тренерство ещё пока не почувствовал. Работаю с маленькими детьми и это больше тэг-регби. Речь, конечно же, не идёт о схватках, коридорах, каких-то комбинациях. Моя задача знакомить детишек с регби в принципе, дать им понимание, что это за вид спорта в целом.

Многие регбисты говорят, что, переходя на тренерскую должность сразу после завершения карьеры, им нужно время чтобы убить в себе игрока, и, находясь на бровке, хочется выскочить на поле. Значит, у вас такого пока нет?
Я хорошо и долго играл в регби, поэтому, признаюсь честно, сейчас нет такого, что прям хочется выскочить на поле. После завершения карьеры дел хватает. Во-первых, у меня маленький двухлетний сын, и я сконцентрирован на отцовстве. Во-вторых, занят постройкой дома, а это, знаете, занятие не быстрое (с улыбкой). В-третьих, давно увлекаюсь «железом» и готовлюсь в мае к участию на Siberian Power Show. Это большой фестиваль различных видов спорта. Планирую выступить в пауэрлифтинге в трёх движениях: жим, присед и тяга в тяжеловесах - категория «про» 120 кг. Если не получится здесь, то летом ещё будут соревнования под эгидой World Raw Powerlifting Federation в Санкт-Петербурге и Москве. Вдобавок ко всему этому в Красноярске есть трасса «Красное кольцо», а я в своё время занимался кольцевыми гонками. Есть желание возобновить это дело. Резюмируя всё вышесказанное, становится понятно, что моя голова в данный момент не забита сожалениями о завершении карьеры. Хочется дальше двигаться вперёд, пробовать что-то новое, на что не хватало времени раньше.

На чём участвуете в гонках и ставите ли здесь себе цели?
Кольцевые гонки национального класса. В моем случае это ВАЗ 2112, полностью сделанный как раз под подобный вид соревнований. Наверное, лет десять назад ставил себе задачи в этой дисциплине, было принципиально попасть на пьедестал. Сейчас в спортивном приоритете пауэрлифтинг, а гонки для себя, для души.

Вернёмся в начало карьеры. Первым клубом был «Енисей», но, если не ошибаюсь, именно в Премьер-лиге (тогда называлась Суперлига) Вы дебютировали за железногорский «Атом». Я посмотрел состав, там были хорошие исполнители в лице Игоря Будникова, Дмитрия Симонова, Максима Киселёва, Владимира Ботвинникова, Андрея Келлера. Есть ли сожаление, что та команда прожила недолго?
Это был клуб, созданный для обкатки молодых игроков «Енисея» и «Красного Яра». Правда, провели всего три матча, после чего некоторые из нас уехали в аренду в Новокузнецк.

К сожалению, для российского регби это бич, когда появляются перспективные команды, выступают пару сезонов и пропадают. На ваш взгляд, лучше пусть в чемпионате России будет восемь клубов, но стабильно выступающих, или появление коллективов вроде железногорского «Атома» тоже нужно?
Сложный вопрос. Согласен, что это бич российского регби. У нас появляются много перспективных команд, и спустя какое-то время пропадают. Наверное, здесь проблема больше даже для игроков, так как парни приезжают, подписывают контракты, а спустя сезон-два приходится искать новое место работы. При этом я сторонник появления новых команд, ведь от этого становится интереснее. Посмотрите, как в PARI Чемпионат России вернулась казанская «Стрела», что сейчас творит «Динамо», которое за время выхода в элиту обыгрывало «Красный Яр» и «Енисей». Было бы здорово, если бы таких клубов было больше, но опять-таки многое упирается в финансирование.

В «Енисее» вы провели почти 20 лет. Какой сезон был самым запоминающимся?
Все сезоны! Однако особняком назову 2015 год, когда «Енисей» дебютировал в Челлендж капе. Это был новый вызов, новые соперники, интересный еврокубковый путь.

Чувствовалась ли разница в подготовке между российскими и европейскими регбистами?
Начну с того, что тогда у нас были длинные сезоны. Год начинался с подготовки к чемпионату Европы, затем матчи сборной плавно перетекали в национальное первенство, после, осенью и зимой, еврокубки. Мы всё время находились в ритме, поддерживали высокую спортивную форму, да и работали под руководством иностранных тренеров в сборной России, поэтому хорошо были знакомы с европейскими требованиями. При этом действительно разница в подготовке между нами и соперниками по Кубку вызова ощущалась, хотя после нескольких сезонов в еврокубках мы были лучше знакомы с противниками. Но провальные матчи всё равно случались.

К слову о них. Несколько лет назад было интервью с Виталием Орловым, в котором он говорил, что в некоторых матчах Кубка вызова за оппонентами было просто не успеть, и он не понимал, как они настолько быстро перемещаются по полю...
Виталик был лучшим «усом» в моей карьере. Когда он переходил в Монино, то сказал, что я ещё буду вспоминать его. Так и произошло, я очень уважаю Орлова. С его словами также согласен. Это сейчас PARI Чемпионат России становится быстрее, и судьи в том числе стремятся ускорять игру. Но на тот момент в отечественном первенстве было время остановиться, подумать, подышать, а в Кубке вызова только из «кучи» встаёшь и надо уже бежать. Всё происходило очень быстро.

Сами о карьере в Европе задумывались?
Не просто задумывался, а получал предложения от «Коннахта» и «Бата», ездил на просмотр в «Лондон Уэлш», где мной были довольны и дело было в шаге от подписания контракта. Но по ряду причин не сложилось, и я принял решение остаться в Красноярске.

Сожаления остались?
Бесспорно, это классный европейский уровень. Языковой барьер меня не пугал, так как через 2-3 недели уже можно было спокойно объясняться. В том же «Лондон Уэлш» встретили очень хорошо, но не сложилось. Даже больше, звал «Ньюкасл» когда мне было 34 года. Сказали, что возраст - не проблема, и ждут моего решения. Но я предложение не принял, так как к тому моменту уезжать куда-то из Красноярска желания не было. В целом, нет сожалений от того, что не поиграл в Европе.

Был ли в вашей карьере игрок, против которого в схватке было тяжелее всего?
На моё становление как регбиста, повлияли два человека – Роман Ромак и Олег Шукайлов. Когда пришёл в «Енисей», Роман Геннадьевич воспитал меня как столба своей въедливостью и дотошностью в хорошем смысле этих слов. Олег Шукайлов – это человек, которого очень уважаю, мы с ним часто видимся в Красноярске. На регбийном поле, будучи молодым и задорным, я пытался как-то его перетолкать, но против столь опытного игрока вообще ничего не мог поделать. Так что Ромак меня вырастил, а Шукайлов – закалил. Ещё отмечу грузинских ребят. Прекрасно к ним отношусь, всегда приятно им противостоять. Хорошо помню Шалву Мамукашвили и Николоза Хатиашвили, приезжавшим в «Енисей» в качестве усиления на Кубок вызова. Вот против Нико было очень непросто стоять в схватке.

Нет ли обиды на «Енисей», что с вами в 2021 году попрощались и не предложили новый контракт?
Вообще никакой обиды. Попрощались абсолютно нормально, ударили с Александром Юрьевичем по рукам. Я тогда уже думал о завершении карьеры, но желание поиграть оставалось, хоть и не хотелось куда-то уезжать из Красноярска. Думаю, если бы не предложение от Сергея Ивановича Чупрова перейти в «Красный Яр», я бы на тот момент закончил с профессиональным спортом.

Евгений, заметил, что во Вконтакте вы подписаны на различные паблики про СССР. С чем связана ностальгия по Советскому Союзу?
Интересный вопрос (смеётся). Я родился в 1984 году, и к моменту распада Союза уже было небольшое понимание, что это за страна. СССР мне нравится с точки зрения того, как тогда все жили мирно и дружно, никто ничего не делил. Мои хорошие знакомые старше меня примерно лет на десять. Эти люди выросли в Советском Союзе и, памятуя прошлое, говорят, что тогда было лучше, и они бы хотели вернуть то время. С возрастом всегда приходит осознание ценностей, понимание, в чём тогда было лучше и что сейчас не совсем так. Это какая-то внутренняя ностальгия, которая, хотелось бы, чтобы сбылась.

Какие ставите себе спортивные и жизненные цели в ближайшие годы? Есть ли в мечтах возглавить один из регбийных клубов?
Сейчас у меня одна большая цель в лице сына. Считаю, что в современном мире нужно больше времени уделять воспитанию детей, нежели это было уделено нам. В спортивном плане охота зарубиться в пауэрлифтинге. По поводу тренерства не вижу себя главным. Пожалуй, за все годы в регби могу сказать, что неплохо разбираюсь в схватке. Если позовут тренером схватки, то над предложением подумаю, мне есть что рассказать и показать. Но наставником какой-то команды себя не вижу.

Rugger.Info


 

Комментарии (0)

Для добавления комментария необходимо войти