Летом российский спорт отмечает 55 лет красноярскому регби. Возможно, для кого-то это просто красивые цифры, но для Красноярска за ними стоит значимый результат. За эти полвека в городе появилось два клуба — «Красный Яр» и «Енисей-СТМ», которые на двоих имеют 24 победы в национальных чемпионатах, а их игроки уже много лет составляют костяк сборной России. Красноярск по праву считает себя столицей российского регби. Случилось это благодаря трем составляющим — людям, развитию детского спорта и сибирскому характеру.
Юбилей красноярского регби готовился несколько месяцев и завершился большим праздником — сибирским дерби. На стадионе в торжественной обстановке в рамках чемпионата России встретились «Красный Яр» и «Енисей-СТМ». На праздник в город приехали ветераны регби Советского Союза, а овальный мяч в этот день на поле доставили с неба — на парашютах. Билеты на дерби были проданы за неделю. Организаторам пришлось ставить дополнительные трибуны на 600 мест. Полный стадион болельщиков — почти 4 тыс. человек ждут выхода любимых команд. Звучит свисток, игра начинается, стадион замирает — кто же сегодня станет лучшим?
ГРЕБЛЯ, РЕГБИ – КАКАЯ РАЗНИЦА
Дерби в честь 55-летия красноярского регби в истории команд 149-е. Первый матч между ними состоялся в 1990 году, и с тех пор клубы в рамках чемпионата России часто борются друг с другом за золото. Ничего этого не было бы, если в свое время, в конце 1960-х, спортивный парень, студент Воронежского лесотехнического института Леня Сабинин не перевелся бы в Красноярск. С этого момента начинается отсчет истории красноярского регби.
Сегодня Леониду Тихоновичу Сабинину 82 года, он в потрясающей форме, всегда в прекрасном настроении, частый гость на стадионах, а на юбилейном матче даже взял тренерство над командой ветеранов, которые играли в перерыве. «В Сибирь я поехал за женой. Ее сюда распределили, и я, как муж декабристки, уехал из центральной полосы России за ней. В Воронеже в институте играл в гандбол и регби. Уже тогда об этом виде спорта начали говорить, но он, по большому счету, был факультативный. Тренер наш — человек деловой. Развивал понемногу два этих вида спорта, чтобы в случае чего команды могли выступать и в матчах по гандболу, и по регби», — вспоминает Сабинин.
Свой интерес к регби Леонид Тихонович объясняет просто. «Как не любить регби, — искренне удивляется Сабинин. — Красиво же!» Однако в начале 1970-х о регби в Сибири ничего не знали, да и в России этот вид спорта не был самым популярным. В Красноярске Леонид Тихонович попадает в Политехнический институт и практически сразу же начинает набирать регбийную команду, а параллельно — искать поддержки в спортивных обществах (в СССР их было много — «Трудовые резервы», «Динамо», «Металлург», и надо было к кому-то примкнуть, чтобы получать содержание, поддержку, выступать на соревнованиях).
«Тут я, конечно, столкнулся с трудностями по всем фронтам. Во-первых, формирование команды начал с простого объявления: «Кто хочет стать высоким, сильным, выносливым — приходите в команду по регби». Это было моей первой ошибкой, потому что пришли все, кто хотел стать именно таким, но без явных данных для регби. Вторая трудность возникла со спортивными обществами и вообще с поддержкой этого вида спорта. Я тогда обошел всех, и все мне дружно отказали. «Какое еще регби? Что за спорт? Не будет его у нас!» — делится Сабинин.
Поддержку тренер нашел в обществе «Буревестник». Там ему сказали: «Хоть балет на голове устраивайте, но зала не дадим, стадиона тоже, где хочешь, там и тренируйся". А Сабинину главное было разрешение. К тому моменту он уже собрал команду. Многих ребят нашел на медосмотре в вузе. «Попросился посидеть у медиков, а сам присматривал игроков. На медосмотре сразу видно, кто как физически подготовлен, в какой позиции может играть. Дело осталось за малым — уговорить ребят заняться этим видом спорта. Бывало, что студенты соглашались, путая греблю и регби из-за созвучия. Говорили: «Гребля, регби — какая разница. Пойдем, запишемся, на лодках покатаемся», — смеется Леонид Тихонович.
Так началась история первой красноярской регбийной команды под названием «Политехник». Тренироваться приходилось на поле, где были одни камни. Зала тоже не было. Единственное, разрешили тренировки после девяти вечера, когда уже уборщица помоет пол, в коридорах института. «Мячей не было (для игры нужны специальные овальные мячи), их шили сами. Брали медицинболы (мяч для восстановления после травм, набитый ватой — прим. ТАСС). Часть долей в них убирали и сшивали. То же самое делали с бутсами. Брали ботинки конькобежцев, вытаскивали конек, вытачивали шипы и ставили их на обувь», — вспоминает Сабинин. Правила игры и технику тренировок узнавали из зарубежных книг, которые Леониду Тихоновичу переводили коллеги по институту. Иногда подглядывали за остальными видами спорта. Сабинин вспоминает, что ему удалось побывать на тренировках по хоккею у легендарного Анатолия Тарасова. «Он сначала хотел меня выгнать. Сказал, что никому из чужих не разрешает быть на льду. Но я объяснил, что регбист и мне важно подсмотреть некоторые техники для своей команды. Он был не против», — делится основатель регби в Красноярске.
Уже в 1972 году команда Сабинина становится призером спортивного общества «Буревестник», а весной 1973 года, выиграв два переходных матча с подмосковной командой «Родина» (Химки), получает право играть в первой лиге чемпионата СССР. В сезоне 1976 года «Политехник» дошел до полуфинала в соревнованиях на Кубок СССР и через год дебютировал в высшей лиге союзного первенства.
КОМАНДЫ ДВУХ БЕРЕГОВ
«Политехник» стал основой для возникновения другого красноярского клуба — «Красного Яра». В 1981 году из игроков этой команды формируется клуб «Экскаватортяжстрой», который в 1990 году переименуется в «Красный Яр», и местные жители начнут его называть командой левого берега (стадион и база для тренировок у регбистов были на левом берегу Енисея в Красноярске). Тут стоит отметить еще двух людей — настоящих подвижников регби, благодаря которым долгие годы «Яр» был командой номер один в чемпионате СССР. Это Владимир Грачев и Сергей Чупров. «Так удачно сложились обстоятельства, что в этот период приходят в команду тренер-мыслитель Владимир Александрович Грачев, который десять раз приводил «Красный Яр» к титулу чемпиона СССР и России, и Сергей Иванович Чупров. Он сначала играл в регби, а потом возглавил клуб. Плюс в это период появляется целая плеяда талантливых игроков — Юрий Николаев, Юрий Краснобаев, Александр Закарлюк и многие другие», — рассказывает знаток красноярского регби и болельщик почти с 40-летним стажем Алексей Машегов.
Чупрову и Грачеву, так же, как в свое время Сабинину, пришлось многим объяснять, что такое регби. Цель была найти финансирование — в конце 80-х и начале 90-х сделать это было почти нереально. «Было сложно. Это сейчас интернет, ТВ — везде можно посмотреть информацию. Регби — игра англосаксов, с большой историей, не всегда понятная сибирякам. Тогда приходилось объяснять на пальцах. Помню, как мы где-то полулегально достали видеокассеты с регбийными матчами и пришли к директору Красноярского комбайнового завода (на тот момент — крупнейший производитель комбайнов в мире — прим. ТАСС) Льву Логинову. А на видео все красиво — музыка, трибуны гудят, регбисты в схватке сражаются. Это не могло оставить его равнодушным», — вспоминает президент регбийного клуба «Красный Яр» Сергей Чупров.
Параллельно в 1975 году в Красноярске создается другой регбийный клуб, который станет основоположником «Енисея-СТМ». Он назывался сначала «Труд», потом «Сибтяжмаш». Команда играла и тренировалась (как и сейчас) на правом берегу Енисея в Красноярске и сначала особых успехов не добивалась. Пока не произошло еще одно спортивное чудо и туда не пришел тренером Александр Юрьевич Первухин. «Когда я пришел в команду в начале 1990-х, «Сибтяжмаш» на тот момент был клубом второго дивизиона. Завод, к которому прикреплен был клуб, разрушался, профсоюзы помогали не много. Приходилось думать, как содержать команду. Найти спонсоров-партнеров было непросто, тем более когда постоянно слышишь: зачем Красноярску второй регбийный клуб? Но я не отчаивался, организовал бизнес-компанию, подтянул в нее позже брата. У него возникло предприятие «Форт Нокс, которое до сих пор является главным генеральным партнером и спонсором клуба», — вспоминает главный тренер «Енисея-СТМ» и тренер сборной России по регби Александр Первухин.
С 1993 года «Енисей-СТМ» — участник чемпионатов России по регби, а с 1999 года клуб всегда в призерах чемпионата.
ФЕДЕРАЦИЯ ПЕРЕЕЗЖАЕТ В КРАСНОЯРСК
В конце 90-х годов для российского спорта наступают непростые времена — падает интерес болельщиков, у клубов урезают финансирование. Однако в этот самый период именно регби удается не только выжить, но и набрать популярность. "В 1999 году в наше российское регби вошли «алюминиевые деньги». КрАЗ стал спонсором «Яра» и обещал вложить средства и в сборную России. Более того, в этот момент случалось невиданное для нашего спорта — чуть ли не впервые в стране штаб-квартиру Федерации России по регби (тогда она называлась Союз регбистов России) перенесли в Красноярск, а возглавил ее Юрий Алексеевич Николаев, игрок «Красного Яра». Красноярск стал полностью центром российского регби — не только по достижениям команд, но и административно. Все рычаги власти сосредоточились в нашем городе. Плюс в союз пришла молодая команда, где я тогда работал пресс-атташе, и мы многое делали для популяризации этого вида спорта», — рассказывает Машегов.
По словам Сергея Чупрова, это было время, когда футбол немного потерял популярность в Красноярске, а на регбийные матчи ходили толпы. «На стадион «Локомотив» приходило по 7–7,5 тыс. человек. Билетов было не купить. Мы поддерживали интерес аудитории — организовывали лотерею во время матчей. Даже автомобиль разыгрывали», — делится Чупров. Он добавляет, что, по большому счету, в самые тяжелые времена российское регби вытащил Красноярск. «Примерно пять-шесть лет все международные соревнования финансировали из Красноярска. Находили средства, помогали спонсоры», — отмечает Чупров.
Тогда в Красноярске проходили матчи сборной России. Сюда приезжали играть сборные Румынии, Грузии, Украины. В городе еженедельно выходила телепередача о регби, была радиопрограмма, много писали в газетах. Казалось, что весь Красноярск живет этим видом спорта.
При этом в конце 90-х — начале 2000-х именно красноярские клубы были на первых местах чемпионата России. В 1998, 2000 и 2001 годах «Красный Яр» становился чемпионом страны, а в 1999, 2002, 2005 годах — «Енисей-СТМ».
Такое лидерство было бы невозможно без силы сибирского характера. Леонид Сабинин любит рассказывать, что, например, в том же Воронеже, где он начинал играть в регби, этот вид спорта не прижился. А Александр Первухин отмечает, что именно сибирский характер закрепил у нас известное выражение о регби — «хулиганская игра для джентльменов». «Вообще, я убежден, что регби — это вид спорта, который формирует характер, а уж характер сибиряка делает еще более закаленным. Когда человек непосвященный смотрит на игру со стороны, он сильно удивляется. Думает, что тут всех сносят с ног, стоит треск костей и так далее. Но в этом и красота регби, что игра эта хулиганская, но играют в нее джентльмены. Регбисту стыдно показывать, что ему больно, в отличие от футболистов, которые на поле могут настоящий театр показывать. Наш игрок, даже если у него сильная боль, доползет, стерпит, но не будет картинно кричать. Более того, у нас, например, в Красноярске, и между клубами-соперниками нормальные отношения. Никто никого специально на матче не будет подначивать или подсмеиваться, всегда после игры жмем руки и вместе уходим в третий тайм», — говорит Первухин.
Про этот известный среди красноярцев третий тайм рассказывает Сергей Чупров. «Это время, когда мы после дерби собираемся вместе, чтобы обсудить игру. В каком виде спорта вы еще такое увидите? Мы общаемся, обсуждаем матч, сглаживаем напряжение, если оно возникло во время игры. У нас нет никакой злобы друг к другу — мы же все сибиряки, даже те ребята, что приехали в наши клубы из ЮАР, они уже прониклись духом сибирского регби. Да, на поле все играют за победу, но это не значит, что в жизни надо враждовать. И кстати, то же самое могу сказать про наших, красноярских болельщиков. Все относятся уважительно, без негатива».
СЕКЦИИ РЕГБИ ВО ВСЕХ ШКОЛАХ КРАСНОЯРСКА
Когда федерация снова перебралась в Москву, а болельщики стали меньше ходить на стадион, регбисты руки не опустили и снова решили удивить всю Россию масштабом нового проекта. «Енисей-СТМ» вместе с управлением образования города открыл секции по регби во всех школах Красноярска (а их в городе больше сотни). Занятия в секциях идут по тэг-регби (бесконтактный вариант игры) и обычному регби. Секции сделали бесплатными, чтобы как можно больше детей привлечь в этот вид спорта.
«Мы понимали: чтобы регби развивался, надо идти к детям. Еще в 2010 году мы стали осваивать Красноярский край — открыли регбийные школы в Большой Мурте и Сосновоборске. Сегодня такие серьезные школы регби есть на 22 территориях нашего региона. А третий урок физкультуры проходит по регби в 270 школах края. Сначала было непросто, мы привозили целые агитбригады в районы, устраивали показательные игры, рассказывали правила. Я сам лично езжу, встречаюсь с родителями, объясняю, чем хорош этот вид спорта. Да, непросто найти тренеров, транспорт, чтобы доставить ребятишек на соревнования в Красноярск, но мы стараемся, подключаем всех, кого можно», — рассказывает главный тренер «Енисея-СТМ».
При этом у двух красноярских команд есть свои школы, которые уже поставляют игроков во все клубы России. В яровской занимаются около 600 детей постоянно, в школе «Енисея-СТМ» — более 1000 детей. Попасть в школу «Енисея» или «Яра» считается большим успехом. «Наша школа готовит игроков для нас. Например, в этом году мы взяли 12 молодых парней из юниоров. Это достаточно большое число», — говорит президент «Красного Яра».
Чтобы сохранить любовь к регби у болельщиков, клубы сегодня стараются проводить семейные праздники на стадионах перед матчами, приглашают аниматоров, устраивают конкурсы. Уже несколько лет обе команды имеют новые большие стадионы, куда приятно приходить семьями смотреть регби. По словам Алексея Машегова, еще большую популярность регби получит, когда в чемпионате России будет играть не восемь команд, как сейчас, а больше. «Возможно, скоро на регбийное поле выйдут команды с федеральными, раскрученными названиями — «Зенит», ЦСКА, «Спартак». Это будет толчок в российском регби. На такие названия люди пойдут, хотя бы из интереса. Плюс введение в футболе Fan ID (карта болельщика), которое приняли далеко не все фанаты этого вида спорта, возможно, со временем прибавит болельщиков регбистам», — делится Машегов.
Юбилейное дерби в Красноярске закончилось победой «Енисея-СТМ». После матча игроки двух клубов тепло общались друг с другом, а каждый из руководителей команд поздравил игроков клуба-соперника. Иначе и быть не могло. Ведь это хулиганская игра для настоящих сибирских джентльменов.
Виктория Мельникова. ТАСС
Комментарии (0)