Александр Первухин: "Красноярские команды нужны Европе"

28 января 2017

По завершению группового этапа Европейского Кубка Вызова сезона 2016-17 годов, председатель тренерского совета РК «Енисей-СТМ» Александр Первухин поделился своими мыслями и впечатлениями.

 

- Александр Юрьевич, как вы оцениваете выступление команды в своём втором еврокубке?

- В целом, это - достаточно серьёзный шаг вперёд, а может быть, даже два. Прежде всего, в отношении психологии. Команда почувствовала себя одним из равноправных участников, влияющих на результат и даже претендующих на что-то большее. Второе – улучшилось качество игры. Сегодня мы можем говорить о равноценности в статике. Помимо того, что получили большой опыт наши игроки первой и второй линии, удалось достаточно грамотно усилиться «перволинейцем» из Самоа. В отсутствие Зыкова, он принял на себя основную нагрузку. Очень хорошо проявил себя молодой Морозов. Сегодня он достаточно неплохо и по-современному распоряжаемся мячом.

- А в чём наши основные проблемы?

Технический уровень нам пока не позволяет играть на равных, при работе на скорости и проводить индивидуальный обыгрыш. Здесь много компонентов, и один из важнейших – переход от защиты к атаке, в чём мы пока просто на голову слабее. 

- Какие чувства вы испытываете по завершению этого турнира?

- Определённое сожаление, что для нас он закончился потому, что любая установка на матч давалась с позиции: это – праздник. Мы участвовали на высшем европейском уровне, о которых и не мечтали ещё три года назад. Приятно осознавать, что уже в этом сезоне алгоритм «сыграть достойно» (то есть, не получить 70 очков), что был в прошлом году, поменялся через призму завоевания в каждой игре каких-то очков и побед. Мы реально понимаем: наши соперники были сильнее нас, по традициям, по подбору игроков,  в несколько раз сильнее по финансам, по регбийной инфраструктуре. Это на самом деле элитные команды из высших дивизионов Англии, Франции и Кельтской лиги, но мы сумели повлиять на окончательный расклад и получили огромный опыт.

- Есть радости и огорчения, а какие чувства преобладают?

- Нормальные рабочие чувства. Есть сожаление, что не удалось выиграть три матча. Мы рассматривали выигрыш у «Брива» дома. Домашние матчи всё-таки играть легче, независимо от того, что они не проходят в Красноярске. Задача последних игр была: забрать любые очки на выезде и сделать прецедент. Пусть это будет поражение с бонусом, и даже – выигрыш. В Ньюпорте мы были близки к этому, но там обстоятельства сложились против нас. Не смогли восстановиться ведущие игроки, такие, как Саулите, Зыков, Качарава. К ним добавился Сельский и отсутствие визы у Проненко, что было очень заметно по последнему матчу. «Уоррчерс» – команда, обладающая наиболее сильной схваткой. Она практически перетолкала «Брив», с его мощными нападающими. Мы опасались, что в последней игре у нас будут проблемы с назначаемой схваткой, но даже в отсутствии Зыкова,  этого не произошло. Первые игры в этой лиге прошли с подавляющим преимуществом соперника, как в своей, так и в нашей назначаемой схватке, а сейчас мы играем этот компонент на равных. Не скажу, что испытываю сожаление от последнего матча, который проиграли за «полтинник». На 65-й минуте счёт был 40:14, и мы имели, как минимум, ещё три момента занести. Хозяева, на своём искусственном поле, включили высокие скорости, и при этом была продемонстрирована одна из лучших защит. В целом, мяча у нас было много: мы выиграли все свои коридоры и все свои назначаемые схватки. Мы атаковали с них. Да, были потери, но в целом, мы научились играть многофазовые атаки и держать мяч, даже при таком жёстком сопротивлении. Хочу отметить, что мы заставили себя уважать: все соперники, начиная с «Брива», выставили против нас свои основные составы. Надо реально понимать, какой путь прошёл «Енисей» за эти два года. На этих командах мы учились и учимся, начиная видеозаписей их игр на  ленточных кассетах. Затем пошли диски, теперь – флэшки, ютубы, но ещё недавно мы с трудом представляли себя в этом турнире. Можно не любить Первухина, «Енисей», но если ты разбираешься в регби, нужно реально понимать, что такое «Брив» или «Ньюпорт». В 2011 году этот «Ньюпорт», далеко не первым составом, обыгрывал нашу успешную сборную России, которая тогда единственный раз пробилась на чемпионат мира, со счётом 46 на 13 или 17.

- Когда у команды шли победы, было приятно читать европейскую прессу?

- Да, она и сейчас достаточно приятная. Все отмечают, игру «Енисея», в отличие от других победителей квалификации. «Тимишоара» все свои матчи проиграла с крупным счётом. Мы, даже в крупно проигранном матче, занёс две попытки и ещё дважды-трижды были в метре от зачётки. Игра с нами требовала от соперников максимального состава и максимальной самоотдачи. Все выходили с первых минут играть с нами, по максимуму. Мыслей о «космосе» уже не было. 

- В прошлом году, на фоне успехов, у «Енисея» были явные провалы, а в этом?

- Если взять по счёту, последний матч примерно соответствует прошлогоднему поражению от «Ньюкасла» - 55:7,  но по уровню – это совсем другая игра. Тогда в «Ньюкасле» играли мальчишки, второй состав, усиленный пятью-шестью основными игроками. Там нас вынесли в одну калитку, а здесь мы ни в одном матче не проиграли владение мячом. На выезде мы сыграли где-то процентов 55 на 45 в пользу хозяев,   раньше это было 70 на 30 или 80 на 20. Из девяти попыток, которые нам занесли в последнем матче, пять – на контратаках, когда мы теряли мяч. Это был великолепный переход от защиты к атаке. Мы догоняли одного, второго, третьего, а на шестом-седьмом они всё-таки заносят. Этому надо учиться.

- Ещё год назад вы говорили, что у нас неконкурентоспособны первая и вторая линии.

- Честно скажу, я боялся за нашу схватку. В Ньюпорт не мог приехать Проненко, но при всех наших потерях, до 69-й минуты мы проигрывали – 5:13. Пропустили, стало – 5:20. Тут нужно было добавлять скорости. Баранов уже еле ходил, я заменил его Халсом. Вот – неудачное приобретение. Мы забираем мяч, хорошо контратакуем, Кушнарёв даёт ему широкий пас в край, дальше Курашов – вообще один, а он режет вовнутрь и отдаёт пас, где его никто не ждёт. Игра вперёд, и они её тут же реализуют. Мы получаем две попытки за семь минут, и вот они – тридцать очков, а игра была – 20 на 15. Мы должны были проиграть, с бонусом, а то и выиграть. Забей Кушнарёв (при счёте 5:13), штрафной по центру, было бы уже – 8:13. Тут же Симпликевич убежал. Его выловили в двух метрах.

- Второй год наша команда играет практически по два сезона подряд: заканчивает свой летний, после чего переходит к европейскому осенне-зимнему. Сюда же добавляется матчи сборной России, в которой много наших игроков. Следом "Енисей-СТМ" переходит к новому чемпионату России, и всё повторяется. Для того, чтобы быть конкурентоспособными, нужно увеличивать количество игроков, или ускорять качество  развития тех, что есть?

- Очень большая проблема, что у нас не совпадают чемпионаты. Мы всё-таки выискиваем время для отдыха игроков. Делим отпуск на две части и даём людям отдохнуть. Другой вопрос, никто не отменял, особенно для молодых игроков, рост мастерства и уровень их технической оснащённости через работу в базовый период. Базовый период – это полтора-три месяца, когда игрок работает над своими индивидуальными качествами, над физическими кондициями и технической частью. Есть специалисты, которые говорят, что лучшая подготовка – это игры, и в нашей сегодняшней ситуации это – возможно. Отсутствие игр – страшная вещь, потому что игрок свой навык должен показывать в условиях предельного сопротивления. Сейчас мы имеем восемь-девять таких матчей за зиму, сборники – ещё пять матчей. Летом мы проводим порядка десяти матчей против «Красного Яра» и ВВА. Таким образом, наши ведущие игроки набирают 20-25  конкурентоспособных матчей, чего раньше никогда не было. Но всё это разбросано по сезону, с учётом того, что приходится подделываться под европейское и мировое регби. У них – чёткое понимание, что летом есть отпуск и потом – подготовка, хотя игроки сборной и у них в этом состоянии потому, что летом играют Кубок четырёх наций. Сейчас мы находим время в тренировочном процессе. Предварительная фаза чемпионата позволяет переносить эту тему на май-июнь, чтобы игроки, особенно молодые, привели свои кондиции в соответствие, и мы постоянно шли вперёд.

- Вы уже начали подтаскивать в Еврокубок, даже 19-летнего Александра Будыченко.

- Сейчас он был на замене. Я до последнего думал, но всё-таки не выпустил. В этом году нам предстоит интересный сезон потому, что уже с зимнего периода в команду добавляется большая группа выпускников нашей школы, которых в прошлом году мы привлекали периодически, а сейчас – на постоянную основу. Среди них – Будыченко, Чурашов, Суслов, Немцев, Кузнецов, Фёдоров, Кононов, и мы планируем, что они будут играть. Может быть, не во всех матчах, но некоторые – и в матчах с «Яром». Эта группа, со временем, может стать основой, потому что у нас – возрастная  команда. Она опытная и ещё не достигла своего предела, но наша задача – начинать постепенно выпускать молодых.

- Наверное, при вашей загруженности, в последнее время, не было возможности отслеживать, что происходит в регбийном интернате Дивногорского училища олимпийского резерва? В двух первых турах чемпионата края 2017 года 16-17-летние мальчишки переиграли сильнейшие любительские команды страны «Восьмидесятые» и «Журбол».  

- Нет, я слежу и регулярно получаю информацию из Дивногорска. Говоря о командном омоложении, сейчас жду следующий хороший выпуск. В перспективе к нам подойдут ребята 96-го, 97-го, 98-го и 99-го годов рождения. Это воспитанники красноярских регбийных классов и дивногорского интерната. У нас и раньше были хорошие выпуски, но такого качества не было. Очень важная задача – поднять уровень преподавания и уровень самих детских тренеров. Приход на тренерскую работу Алексея Толстых – это серьёзный шаг вперёд, при условиях, которые есть в Дивногорске. Мы планируем расширяться и ищем туда ещё одного тренера. Буквально с февраля ребята 96-го года рождения уйдут в команду, а резерв будет базироваться на игроках 97-98-го и самых талантливых 99-го года рождения.

- Какая задача стоит перед командой сейчас?

- Нужно сохранить место в Еврокубке. Если сейчас остаться без него – это будет большой шаг назад. Там – другой уровень, и для него нужно иметь состав. Травмы Тришина и Бабаева, на кого мы рассчитывали,  не позволили усилить команду в «четвертях». Некем оказалось заменить Качараву. Мы уже в прошлом году реально поняли, здесь нужно иметь 30-35 игроков, которые будут друг друга заменять, на одном и том же уровне. Я не увидел потери ни в психологии, ни в тактике, при отсутствии пяти игроков основного состава. Ещё в прошлом году это было бы невосполнимой трагедией. В этом году мы доиграли сезон, без особых срывов. Главная задача сезона была: отыграть лучше, чем в прошлом году. В целом, мы её выполнили. По очкам – девять против восьми, но качество игры, в том числе, в матчах на выезде, стало выше. Хочу поблагодарить команду за прошедший сезон. Люди выходили с диким желанием доказать, что они играют не хуже.

- Как вы думаете, европейское регби вернётся в Красноярск?

- ЕПКР – коммерческая организация. Она считает деньги, но есть спортивный принцип, который никто не отменял. По спортивному принципу, нас ждут два полуфинала, с участием двух красноярских команд. Сегодня в ЕПКР – разные мнения. Одно из них: красноярские команды хотят играть в Красноярске, вот пусть между собой сыграют в полуфинале Квалификации.

- Насколько реально, что красноярские клубы могут свести в одну пару?

- Могут свести, и это будет чисто финансовый вопрос, чтобы не компенсировать часть выезда командам к нам. Это только мы полностью ездим за свой счёт, а они – члены акционерного общества, и акционеры за них платят. Очень жалко, если спортивный принцип уйдёт на вторую позицию. По спортивному принципу, который соблюдался уже третий сезон, первая команда играла с четвёртой, а вторая – с третьей.  Две команды, которые играют в основной сетке (в данном случае, «Енисей-СТМ» и «Тимишоара») – первая и вторая, а победители турниров Квалификации – третья и четвёртая. По результатам, «Енисей-СТМ» – первая команда, «Красный Яр» – третья. Таким образом, должны получиться пары: «Енисей-СТМ» – «Мольяно»,  и «Тимишоара» – «Красный Яр». Это даёт нам шанс получить вторую команду в основной сетке Еврокубка.

 - Почему вы называете переходные игры на втором этапе Квалификации полуфиналами?

- Новинка этого года, и я считаю – очень важная: 13 мая в Эдинбурге пройдёт ещё и финал между победителями Квалификации. Причём, он состоится, перед финальными играми Кубка Вызова и Кубка чемпионов. Три финала пройдут при стечении Европейской регбийной элиты. Там будет порядка 60-70 тысяч зрителей, и вдруг в этом Кубке сойдутся два красноярских клуба. Такой шанс у нас есть. Сейчас ждём решения по полуфинальным парам.

- А если будет принято неспортивное решение?

- Возможны два решения: спортивный принцип и жеребьёвка, в которой у нас тоже есть шанс. Я считаю, сегодня организация Европейское профессиональное клубное регби  должен быть заинтересован, как и любая спортивная организация, в наличии сильнейших команд. Мы же сегодня дали ей пиар. До нас практически никто из победителей Квалификации так не выигрывал, что « Кальвизано», что «Ровиго», что сейчас «Тимишоара». В прошлом году, после сенсационной победы над «Бривом», мой бывший игрок принёс мне целую кипу газет со статьями на эту тему.

- «Енисей-СТМ» нужен Европе?

- Нужен. И если сегодня появляется клуб, который на равных играет с «Енисеем», это является гарантом того, что попав туда, он тоже сумеет сыграть достойно. Даже с учётом коммерческого интереса, это правильный пиар-ход. Никому не интересно ходить на матчи со счётом 70:0, а «Енисей-СТМ» худо-бедно собирает на выезде по пять-шесть тысяч зрителей. Примерно столько же присутствовало на игре: «Ньюпорт» – «Брив». Сегодня «Енисей-СТМ» воспринимают, как интересного соперника.


Пресс-служба РК "Енисей-СТМ".


Комментарии (0)

Для добавления комментария необходимо войти